Больше всего в стране выпускается мучных кондитерских изделий.
По данным «Анализа рынка кондитерских изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, их производство в стране за 2017-2021 гг выросло на 6,1%: с 3,71 до 3,93 млн т. Структура российского выпуска сладостей в целом соответствует структуре внутренних продаж, так как на рынке преобладает продукция отечественного производства. Больше всего в стране производится мучных изделий (в среднем 51,7% совокупного выпуска в 2017-2021 гг), на шоколад и какао-продукты приходилось 30,4%, на сахаристые изделия – оставшиеся 17,9%.
Объемы отечественного выпуска позволяют не только удовлетворить внутренний спрос, но и вывезти часть произведенной кондитерской продукции за рубеж. За исследуемое пятилетие экспорт кондитерских изделий из России увеличился на 61,1%: с 0,42 до 0,68 млн т. Основными рынками сбыта являются страны СНГ и Китай. В 2021 г в СНГ (без учета Украины) было вывезено 0,49 млн т сладостей (что составило 72,4% от совокупного экспорта), в Китай – 0,60 млн т (8,8%).
Страны СНГ являются ближайшими соседями России и важнейшими торговыми партнерами, логистические цепочки налажены, а тарифы на перевозку относительно низки. Кроме того, насыщенность рынка кондитерских изделий большинства стран региона невысока, что также способствует наращиванию российского экспорта.
Китай, по всей видимости, не примкнет к антивоенным санкциям в отношении России, емкость его кондитерского рынка гигантская, при этом в 2017-2021 гг он уверенно входил в тройку крупнейших покупателей российских сладостей (после Казахстана и Беларуси).
Слабость национальной валюты позволит российским отправителям получить ценовую конкурентоспособность на внешних рынках, а также сделает экспорт экономически привлекательным для отечественных производителей с рублевыми затратами.
Кондитерские изделия на российском рынке в основном реализуются через розничную торговлю, на долю которой приходилось в среднем 77,8% от суммарных продаж в 2016-2020 гг. По расчетам BusinesStat, в 2016-2019 гг розничные продажи ежегодно росли на 1,5-3,2% и в 2019 г составили 2,83 млн т. В 2020 г в российской рознице было реализовано 2,70 млн т кондитерской продукции, что на 4,7% ниже уровня предыдущего года. Новый виток кризиса привел к сокращению реальных располагаемых доходов покупателей, которые в целях экономии были вынуждены урезать расходы на товары, не входящие в обязательную потребительскую корзину. Однако глубина падения продаж была меньше только в секторе госзакупок. До введения режима повышенной готовности из-за пандемии коронавируса россияне массово скупали продукты длительного срока хранения. Кроме того, часть потребителей, не имея возможности сходить в кафе или ресторан, стали больше покупать сладости в рознице. Все это притормозило снижение объемов розничной торговли в целом по 2020 г.